Стало известно, как выглядела безвозвратно потерянная древняя статуя в гомельском парке

. Раздел 2016 149 0

В 1911 году исследователи гомельской старины Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, Д. И. Довгялло писали в географическо-статистическом сборнике «Город Гомель»: «…За Гомеюком, в чаще, в отдаленной беседке, стоит каменная баба, попавшая сюда откуда-то из древней Скифии…».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает лаконичное определение каменной бабы: «Баба — древние каменные памятники в виде грубых человеческих фигур на юге России». Такого рода изваяния еще называли «половецкими каменными бабами». А встречались они на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы и были прежде всего памятниками сакрального искусства половцев IX — XIII века.

Скан рисунка Э. Лозе

Скан рисунка Э. Лозе

Слово «баба» в переводе с тюркского означает «пращур», «дед-отец». Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов, считалось, что они давали им силу, оберегали в бою. На территории Беларуси такие изваяния встречаются крайне редко, при этом их присутствие в наших краях никак не связано с перемещением кочевых племен, а скорее с именами владельцев старинных усадеб. В XIX — начале ХХ века в их среде было очень популярным украшать такими каменными бабами дворцовые парки. Доставлялись древние скульптуры в основном из южных регионов Российской империи.

Судя по всему, хозяевам гомельского дворца такая идея в свое время тоже пришлась по душе. Мы не располагаем точными сведениями, откуда в парк князей Паскевичей пожаловала каменная «барышня» и когда ее не стало в парке. В 1980-е годы профессор Мальдис, председатель комиссии «Вяртанне», которая занималась в Беларуси вопросами реституции культурных ценностей, назвал каменную «бабу» из Гомельского музея наиболее ценным из артефактов, которые навсегда были утрачены в годы военного лихолетья.

До недавнего времени факт наличия такого необычного объекта в нашем парке подтверждался лишь в некоторых изданиях, посвященных истории дореволюционного Гомеля, а как выглядела каменная баба, нам не было известно. И вот это прояснилось. Совсем недавно мы приобрели акварель немецкого художника Эмиля Лозе с названием «Воспоминание о гомельском парке», написанную в 1927 году. Она оказалась небольшой по формату, но очень интересной по содержанию. Художник изобразил немецкого военнослужащего (скорее всего, себя) в нашем парке рядом с каменной бабой.

Как известно, во время Первой мировой войны в 1918 году Гомель был оккупирован немцами. Судя по всему, наш чудесный парк тогда очень понравился Эмилю Лозе, если спустя почти десять лет он так оригинально вспомнил о нем на листке четвертого формата. Незамысловатый графический рисунок, выполненный в манере шаржа, является на сегодняшний день единственным известным нам источником, визуально подтверждающим факт, что когда-то в нашем парке был представлен древнейший сакральный памятник. И, что очень важно, теперь мы знаем, каким он был.

Татьяна Шода, главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Гомельская праўда

Метки:

Оставить комментарий


Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика